Знание и соблюдение правил дорожного движения помогает снизить процент дорожно-транспортных происшествий. Формирование дисциплинированности и организованности надо начинать с самого раннего детства, когда усвоенные правила становятся в дальнейшем нормой поведения. Исследования психологов и наблюдения педагогов показывают, что у детей дошкольного возраста наблюдается разрыв между теоретическими знаниями и их практическим применением. Дошкольников с раннего возраста привлекает разнообразие окружающего мира: дома, улицы, движущиеся по ним пешеходы и транспорт. Но наблюдение за жизнью улицы само по себе не обеспечивает формирование правильных представлений о правилах дорожного движения, навыков безопасного поведения на улице.
В нашем дошкольном учреждении ведется работа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма: с воспитателями, с детьми и их родителями.
Детский сад имеет богатую материально-техническую базу: интерактивный кабинет, в котором имеется 7 компьютеров, мультимедиапроектор и интерактивная доска, кабинет психолога, методический кабинет, сенсорная комната, медицинский кабинет, спортивный зал, музыкальный зал.
Содержание образовательного процесса выстроено на основе комплексной Программы развития и воспитания детей в детском саду «Детство» (Логинова В.И., Бабаева Т.И., Ноткина Н.А. и др.). В детском саду реализуются парциальные программы по формированию у детей навыков безопасного поведения:
- Программа «Светофор». Обучение детей дошкольного возраста ПДД. Данилова Т.И.;
- Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стеркина Р.Б.
В МБДОУ разработаны и реализуются План мероприятий по профилактике детского травматизма и План мероприятий по основам безопасности жизнедеятельности.
В мае 2013 в ДОУ проведен смотр-конкурс на лучшее оформление уголков безопасности дорожного движения "Светофорик". В конкурсе приняли участие все возрастные группы. Уголки безопасности построены с учетом программных задач, возрастных особенностей детей. Воспитатели проявили творчество, фантазию, сделали уголки привлекательными для детей. В оформлении уголков приняли участие и родители воспитанников.
В каждой возрастной группе имеется уголок безопасности дорожного движения с наличием дорожных знаков, атрибутов для сюжетно-ролевых игр (костюм сотрудника ГИБДД, жезл, костюм работника скорой помощи, руль, фуражка водителя, билеты на автобус, проездные билеты).
Для закрепления знаний у детей о дорожных знаках, правилах дорожного движения в уголках имеются различные игры, наглядные материалы, художественная литература, игрушки различных видов транспортных средств, оформлены альбомы с кроссвордами, ребусами.
Работа с детьми ведется систематически, согласно разработанного плана. С детьми проводятся экскурсии, занятия, на которых детей знакомят с правилами поведения на улице, с дорожными знаками, воспитывают навыки безопасного поведения. Также с детьми проводятся минутки безопасности.
В мае этого года в детском саду была проведена неделя безопасности дорожного движения, в течении которой проводились развлечения, игры, беседы, инсценировки по правилам поведения на улице. Ребята читали рассказы, разучивали стихи, решали ребусы, кроссворды. Дети были заинтересованы, активны. Они закрепили имеющиеся знания по безопасности и узнали много нового. В августе 2013 г. планируется проведение "Месячника безопасности".
Основным методом обучения детей правилам дорожного движения является игра. В младшем возрасте мы используем различные виды подвижных игр, в средней группе предпочтение отдаем сюжетно – ролевой игре, в которой знания детей уточняются и расширяются. В старшем возрасте дети приобретают определенное количество знаний и представлений об окружающем, поэтому мы используем интеллектуально – игровую деятельность в виде занимательных игр, упражнений, логических задач, головоломок, кроссвордов, развивающих сообразительность, внимание, самостоятельность.
На территории детского сада имеется транспортная площадка для проведения сюжетно-ролевых игр, имеются выносные атрибуты для проведения игр по отработке практических навыков:
- разметка: две полосы движения, пешеходные переходы – «зебра» (регулируемый и нерегулируемый), «островок безопасности», тротуары.
- светофор,
- выносные знаки дорожного движения,
- детский транспорт: велосипеды, самокаты, машины, коляски.
На площадке организуются совместная деятельность педагогов с детьми по обучению и закреплению знаний о безопасном поведении на улицах и дорогах, сюжетно-ролевые игры, инсценировки, конкурсы.
В феврале 2013 г. у нас в гостях побывали артисты Казанского кукольного театра с представлением "Лесные сказки". Ребята вместе с колобком, зайчиком, волком и медведем вспомнили о правилах дорожного движения и о поведении пешеходов на дороге. Как всегда, сказка оказалась со счастливым концом. Зайчик понял свои ошибки и пообещал никогда их больше не совершать! Ребятам очень понравилось представление!
В соответствии с программой "Детство" в методическом кабинете ДОУ оформлены различные уголки по образовательным областям. Одним из них является уголок "Безопасность", в котором собраны материалы по обучению детей правилам безопасного поведения в быту, на улице, в природе, в общении с незнакомыми людьми.
В области безопасности дорожного движения в методическом кабинете подобраны следующие материалы: наглядные пособия, дидактические игры, методическая и художественная литература, сценарии и программы праздников, экскурсий, бесед, игр.
В кабинете имеется методическая копилка планов-конспектов НОД, сценариев развлечений, праздников, бесед, игр по обучению безопасному поведению на улице (по возрастным группам).
К работе по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма привлекаются и родители воспитанников. В ходе совместной деятельности воспитатели знакомят родителей с работой, которую проводят в группе, рассказывают об успехах детей в освоении правил поведения на улице, на транспорте и вблизи дорог, об экскурсиях. Во всех группах оформлены папки передвижки, стенды, ширмы по данной проблеме.
Знания закрепляются в ходе досугов и встреч, в которых участвуют и родители, также устраиваются соревнования семейными командами.
Оформлены папки с разработками родительских собраний, материалы для оформления родительского уголка в групповой раздевалке, буклеты, памятки, папки-передвижки.
Для выполнения поставленных задач по профилактике ДТТ, мы объединили усилия дошкольного учреждения, семьи, школы и общественности. В детском саду проходят встречи с сотрудниками ГИБДД.
В сентябре 2012 г. и мае 2013 г. проводилась диагностика знаний детьми правил дорожного движения и умение практически применять их в различных ситуациях. Проведя анализ результатов, мы видим, что уровень знаний детей постепенно растет, благодаря обогащению материальной базы детского сада, тесному сотрудничеству с работниками ГИБДД, с социумом и т. д.
ФОТО